Аминокислоты могут образовываться при небиологических химических процессах, но они также являются компонентом белков, а белки в живых организмах регулируют скорость химических реакций и придают форму живым клеткам. Обнаружение определенных аминокислот на Марсе могло бы рассматриваться как признак того, что в древности на этой планете существовала жизнь.

До сих пор исследования Марса не позволили ученым найти аминокислоты. Марсоходы Curiosity и Perseverance обнаружили там некоторые органические вещества, однако они не доказывают существование жизни. Кроме того, эти вещества за миллионы лет изменились под действием радиации и, следовательно, не являются тем, чем они были в момент формирования.

В то же время, аминокислоты были обнаружены в метеоритах, которые ученые считают марсианскими.

Плотная атмосфера Земли и глобальное магнитное поле защищают поверхность нашей планеты от большей части космических лучей. Несколько миллиардов лет назад Марс мог похвастаться схожими условиями, но впоследствии он потерял защищавшую его плотную атмосферу. Команда ученых из Космического центра НАСА им. Годдарда провела эксперимент, чтобы проверить скорость разрушения аминокислот в марсианских условиях.

Ученые смешали несколько типов аминокислот с гидратированным кремнеземом и перхлоратом, чтобы имитировать условия марсианского грунта, и запечатали образцы в пробирках в условиях вакуума, чтобы имитировать разряженную атмосферу Марса. Некоторые образцы хранились при комнатной температуре (температура на экваторе Марса днем может достигать 20° C), а другие были охлаждены до более типичной для этой планеты температуры в -55° C). Пробирки подвергли воздействию гамма-излучения разного уровня для имитации дозы космических лучей, равной дозе, которую они бы получили за приблизительно 80 миллионов лет на поверхности Марса. Отмечается, что подобный эксперимент впервые проводился не над чистыми аминокислотами, а над смесью, имитировавшей марсианский грунт.

В результате опыта выяснилось, что добавление силикатов, и, особенно, силикатов с перхлоратами значительно увеличивает скорость разрушения аминокислот. Сейчас марсоходы берут образцы грунта с глубины до 5 см, на которой аминокислоты разрушаются всего за 20 млн лет. Однако чтобы найти на Марсе древние аминокислоты исследовательским станциям потребуется отобрать пробы с глубины около 2 м.

По мнению ученых, марсианские метеориты, найденные на Земле, изначально находились под поверхностью Марса на глубине не менее метра.

С учетом новых данных, ученые предложили новую стратегию поиска аминокислот на Марса. Они предлагают командам, управляющим марсоходами, для исследования образцов пород искать свежие микрократеры возрастом менее 10 млн лет или вещество, выброшенное из этих кратеров.