В четверг 29 сентября в 12:36 мск американская автоматическая межпланетная станция Juno («Юнона») приблизится к спутнику Юпитера Европе на расстояние 358 км. Ожидается, что космический аппарат сможет получить фотографии поверхности Европы с рекордным разрешением. Кроме этого, он соберет данные о недрах спутника, составе его поверхности и ионосфере, а также о том, как ионосфера взаимодействует с магнитосферой Юпитера. Эта информация может пригодиться при подготовке миссии Europa Clipper, старт которой запланирован на 2024 год.

Европа имеет диаметр около 3,1 тыс. км и лишь немного уступает земной Луне. Ее поверхность полностью покрыта льдом. Астрономы полагают, что на определенной глубине под поверхностью Европы находится глобальный океан из жидкой воды, который является одним из самых перспективных мест в Солнечной системе для поисков внеземной жизни.

В прошлый раз детальные снимки Европы были получены 3 января 2000 года межпланетной станцией «Галилео», которая пролетела на расстоянии 351 км от поверхности этого космического тела. Сам Juno, находящийся на орбите Юпитера, в прошлом исследовал с небольшого расстояния Ганимед. В 2023 и 2024 годах аппарат сблизится с другим спутником Юпитера – покрытым вулканами Ио. Близкий пролет около Европы изменит траекторию Juno, сократив период обращения аппарата с 43 до 38 дней.

Сбор научных данных начнется за час до того, как Juno пройдет на минимальном расстоянии от Европы. В это время аппарат будет находиться в 83,4 тыс. км от спутника. Относительная скорость между Juno и Европой будет составлять 23,6 км в секунду. На Juno будут работать приборы JEDI (детектор энергетических частиц), магнетометр MAG, JADE (еще один детектор ионов), Waves (детектор радиоизлучения и плазмы) и радиоантенна X-диапазона.

Микроволновый радиометр MWR будет использоваться для изучения состава и температуры ледяной коры Европы. Такие данные ученые получат впервые. Кроме этого, камера JunoCam получит четыре фотографии поверхности спутника в видимом диапазоне. Ученые рассчитывают сравнить эти снимки с более старыми изображениями, чтобы найти возможные изменения рельефа за последние 20 лет. Снимки JunoCam будут иметь разрешение до 1 км на пиксель.

Отмечается, что в момент наибольшего сближения Juno будет находиться в тени Европы. Однако ученые считают, что отраженный от атмосферы Юпитера свет в достаточной для проведения съемки степени осветит поверхность Европы.

Также снимок с высоким разрешением сделает звездный датчик Juno, а камера JIRAM получит снимки в инфракрасном спектре.