Тектоника плит в геологии объясняет формирование глобальных и региональных структур рельефа, таких как горы и платформы, а также объясняет и описывает масштабные геологические процессы: вулканы, землетрясения и т. п. В Солнечной системе активную тектонику плит астрономы не наблюдали ни на одном теле кроме Земли, хотя многие планеты, включая Венеру и Марс, имеют следы того, что подобные процессы там протекали в прошлом. Одним из наиболее удобных тел в Солнечной системе для изучения древней тектоники плит является спутник Юпитера Европа.

Американские ученые использовали массив снимков Европы, сделанных аппаратом «Галилео», чтобы сформулировать наиболее полную картину динамики плит на Европе, расширив, насколько это возможно, предыдущие представления планетологов. Результаты их работы были опубликованы в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.

Предполагаемые тектонические плиты на Европе выделялись как регионы непрерывной географии, ограниченные разломами на поверхности планеты. После определения границ плит ученые определяли их относительный возраст, основываясь на том, какие разрывы перекрывают соседние объекты. После установления последовательности событий они рассматривали их в обратном порядке, чтобы реконструировать вероятные движения каждой предполагаемой плиты, которые бы привели ее и всех ее соседей в нынешнее состояние.

Ученые применили этот подход к тем регионам Европы, которые они считали наиболее перспективными для исследования. Им удалось обнаружить, что для получения наилучших результатов большие области, которые в предыдущих исследованиях считались едиными плитами, должны были быть разбиты на более мелкие подплиты по менее очевидным границам. Это предположение помогает объяснить, почему некоторые предыдущие исследования не смогли объяснить историю движения крупных плит или пришли к выводу, что они вели себя неожиданным образом.

Авторы статьи сделали четыре общих вывода о тектонике плит на Европе: во-первых, она широко распространена по поверхности спутника. Во-вторых, движение плит происходит в региональных масштабах, а не в глобальных. В-третьих, тектоническая активность на Европе возникает периодически и в настоящее время отсутствует. И, наконец, в прошлые периоды активности тектонические плиты на спутнике Юпитера дрейфовали на ограниченное расстояние от 10 до 100 км.

Каждая из этих черт отличает тектонику плит на Европе от Земли. Движущие механизмы плит на Европе, по всей видимости, тоже иные.

Сегодня ночью американский корабль «Орион» выдал импульс для сведения с дальней ретроградной орбиты Луны. Хотя корабль пока остается на орбите Луны, этот маневр ознаменовал для него начало пути домой. Ниже показаны фотографии и видео, снятые кораблем в последние дни.

Государства-члены Европейского космического агентства договорились выделить ему 16,923 млрд евро в 2023-2025 годах. Об этом было объявлено 23 ноября на встрече министров стран-членов ЕКА в Париже. Эта сумма в номинальном выражении на 16% превышает бюджет агентства в 2020-2022 годах.

Генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер отметил, что выделенный бюджет, несмотря на значительный рост, оказался меньше 18,5 миллиардов евро, которые запрашивало руководство ЕКА. В качестве негативных факторов, которые потребуют роста расходов в ближайшие годы, Ашбахер отметил энергетический кризис в Европе, высокую инфляцию и проблемы в экономике.

Несмотря на то, что запрос ЕКА не был исполнен в полной мере, агентство избежало необходимости исключать часть расходных статей. ЕКА продолжит работу над лунным посадочным модулем и продолжит участие в лунных программах НАСА. Также ЕКА займется созданием группировки спутников защищенной системы связи и попытается оживить программу «Экзомарс» вместе с НАСА.

При этом, известно, что программа исследования Земли FutureEO потеряла около 20% финансирования. До конца зимы ЕКА скорректирует планы работ по этой и другим программам, которые недополучат средства в следующие три года.

С другой стороны, некоторые статьи получили даже большее финансирование, чем ожидалось. Этим выделилась программа создания новой ракеты «Ариан-6», дефицит бюджета которой составлял около 200 млн. Директор ЕКА по средствам выведения Даниэль Нойеншвандер заявил, что финансирование «немного превзошло ожидания», но не назвал конкретные цифры.

В журнале Science было опубликована статья, посвященная анализу нескольких образцов, найденных на дне кратера Езеро на Марсе. В этом регионе планеты с февраля 2020 года работает марсоход Perseverance. Образцы, заинтересовавшие ученых, имеют следы того, что они формировались в условиях активного взаимодействия между горными породами и жидкой водой. Также в них присутствуют органические соединения.

Ученые напоминают, что наличие органических соединений на Марсе не является прямым свидетельством жизни, поскольку зачастую подобные химические вещества образуются в результате небиологических процессов. Свет на происхождение марсианской органики сможет пролить изучение образцов грунта после их доставки на Землю. Если миссия Mar Sample Return пройдет по плану, то это произойдет в начале следующего десятилетия.

Perseverance в прошлом уже находил органические соединения около края кратера Езеро в дельте, т. е. в том месте, где древняя река впадала в озеро, находящееся в кратере. Этот регион вызывает особый интерес у ученых. В дельте поток воды в реке замедляется, что приводит к отложению разнообразного материала, захваченного потоком выше по течению. Поэтому в дельтах рек сохраняются мощные разнообразные осадочные породы, и, если на древнем Марсе существовала жизнь, отложения дельты с высокой вероятностью должны были содержать микроорганизмы.

Место посадки марсохода выбиралось с учетом критериев безопасности, и тот регион кратера, куда приземлился Perseverance, был для ученых загадкой. Они предполагали, что на дне древнего озера будет много осадочных пород, однако после приземления марсоход нашел только магматические и метаморфические породы, испытывавшие значительные контакт с водой.

Найденные в Езеро минералы, такие как карбонаты и соли, требуют, чтобы вода циркулировала в магматических породах. В ходе этого процесса вода прорезает породы и откладывает в трещинах и пустотах растворенные минералы. В некоторых из подобных трещин Perseverance обнаружил следы органики.

Возможные органические соединения в породах кратера Езеро были обнаружены при помощи прибора SHERLOC – ультрафиолетового рамановского спектрометра, предназначенного для поиска и изучения органических и других химических веществ.

После близкого пролета у Луны, который состоялся в понедельник 21 ноября, корабль «Орион» начал удаляться от спутника Земли. В ближайшее время он выполнит маневр, который переведет его на удаленную ретроградную орбиту Луны. Эта орбита называется ретроградной, поскольку направление движения корабля на ней не совпадает с направлением движения самой Луны вокруг Земли.

«Орион» вышел из сферы влияния гравитации Луны во вторник, 23 ноября, в 6:49 мск, находясь на расстоянии 64,36 тыс. км. Ожидается, что он удалится от Луны на максимальное расстояние сегодня, как раз перед очередной коррекцией траектории, которая и выведет его на орбиту Луны. Первое включение двигателей в рамках программы выхода на орбиту было проведено в понедельник во время пролета у Луны.

Утром 23 ноября связь с «Орионом» пропала. Ее удалось восстановить через 47 минут после перенастройки канала связи сети Deep Space Network с кораблем. Инженеры пока не определили причину сбоя, но сам корабль после возвращения связи оказался в исправном состоянии.

На этой неделе были проведены особые испытания, в ходе которых оценивалось, как влияют на траекторию и ориентацию корабля динамические эффекты, возникающие в неполном топливном баке при включении двигателей системы управления ориентацией. Этот тест будет повторен еще раз после коррекции траектории, когда корабль начнет сближаться с Луной.

Подобные эффекты, возникающие с жидким топливом в баке, трудно смоделировать на Земле из-за наличия гравитации. Двигатели управления ориентацией корабля расположены по бокам служебного модуля в шести кластерах по четыре штуки. Каждый двигатель имеет тягу обеспечивает около 23 кгс.

В четверг инженеры провели третьи по счету испытания звездных датчиков корабля. На сегодня запланирован четвертый тест. Также вчера была проведена последняя коррекция траектории перед импульсом, который переведет корабль на орбиту Луны.

По состоянию на среду 23 ноября на все проведенные маневры «Орион» использовал 1,8 т топлива, сэкономив 67 кг по сравнению с расчетным значением. Доступный запас топлива сверх необходимых запасов превышает 0,9 т, что также превышает плановый показатель.

На орбите вокруг Луны «Орион» проведет шесть суток, сделав на ней половину одного оборота. После этого он выдаст импульс для схода с орбиты и, выполнив еще один маневр у Луны, отправится к Земле.

Свежие фотографии и видео в высоком разрешении, передаваемые «Орионом» на Землю, публикуются на канале Космического центра НАСА им. Джонсона во Flickr.

Ссылка: blogs.nasa.gov

Японская компания ispace сообщила, что пуск ракеты-носителя Falcon 9, которая отправит к Луне автоматическую межпланетную станцию Hakuto-R M1, состоится в понедельник 28 ноября в 17:36 по токийскому времени (11:46 мск).

Ispace рассматривает Hakuto-R M1 как технологический демонстратор, который должен подтвердить способность выполнять мягкую посадку на Луну. Компания хочет убедиться в правильности выбранной конструкции и корректной работе программного обеспечения. Вся миссия разбита не 10 этапов, и достижение каждого из них будет считаться успехом. Финальным этапом, который ознаменует полный успех программы, станет способность Hakuto-R стабильно функционировать на поверхности Луны. Все собранные данные будут учтены при создании второго аппарата, запуск которого предварительно намечен на 2024 год.

Место посадки Hakuto-R находится в кратере Атлас (47,5° с.ш., 44,4° в.д.) на юго-восточной окраине Моря Холода. При возникновении непредвиденных проблем место посадки может быть изменено на один из запасных вариантов: Озеро Сновидений, Залив Радуги и Океан Бурь.

Согласно графику полета, посадка на Луну должна состояться в конце апреля 2023 года.

На борту Hakuto-R на спутник Земли будет доставлен небольшой луноход «Рашид» Космического центра Бин Рашида (ОАЭ) и несколько других приборов. Среди заказчиков ispace есть три канадские организации, получившие финансирование от Космического агентства Канады. Одна из них создала компьютер, предназначенный для испытания алгоритмов искусственного интеллекта, которые будут применяться в работе лунохода «Рашид». Canadensys Aerospace поставит на посадочную станцию камеру для 360-градусной съемки поверхности Луны. А NGC Aerospace предоставила систему навигации, которая будет делать снимки Луны с орбиты и сравнивать их с имеющимися картами для определения точного местоположения аппарата.

Также на Hakuto-R на Луну отправится миниатюрный сферический робот-луноход от Японского космического агентства. После посадки этот аппарат, напоминающий небольшой мяч, разделится на два полушария, которые станут его колесами.

Ссылка: ispace-inc.com

Вчера американский корабль «Орион» облетел Луну, выполнив маневр для выхода на удаленную ретроградную орбиту вокруг нее. На этой орбите он пробудет 6 суток, сделав всего половину витка, после чего выдаст импульс для возвращения к Земле. А cегодня ночью НАСА опубликовало фотографии сближения «Ориона» с Луной в высоком разрешении.

Больше фотографий можно посмотреть здесь.