Самой амбициозной из перспективных программ НАСА по исследованию Солнечной системы можно считать миссию по возврату грунта с Марса – Mars Sample Return. Сбором образцов и упаковкой в герметичные капсулы занимается марсоход Perseverance, работающий на Марсе в наши дни, но для их доставки на Землю НАСА предстоит запустить туда посадочную платформу с мини-вертолетами и взлетной ракетой. Вертолеты доставят образцы грунта с Perseverance на платформу, а ракета отправит их на орбиту Марса.

В сентябре прошлого года независимый аудит указал на то, что затраты на эту миссию существенно превысят прогноз НАСА и составят около $10 млрд. После этого американское космическое агентство провело внутреннюю проверку, которая подтвердила эти выводы. Она показала, что программа в нынешнем виде будет стоит от $8 до $11 млрд. Если продолжить работу над миссией Mars Sample Return в ныне утвержденной архитектуре, то придется либо делать это за счет других программ, либо откладывать доставку образцов грунта на Землю с начала 2030-х годов на 2040 год.

15 апреля представители НАСА сообщили, что ожидают от промышленных предприятий и Центров НАСА предложений по «инновационным разработкам», подходящим для изменения миссии MSR. 16 апреля был опубликован запрос предложений по альтернативным подходам к общей архитектуре MSR и отдельным ее элементам, таким как посадочный модуль и взлетная ракета. Приложения будут собираться до 17 мая, после чего НАСА заключит контракты на 90-дневные научно-исследовательские работы.

Представители НАСА отмечают, что заинтересованы не обязательно в новых технологиях, а в любых идеях, которые позволили бы, например, снизить стоимость разработки марсианской взлетной ракеты. Агентство готово пойти и на снижение количества доставляемых образцов.

Помимо НАСА в миссии MSR участвует Европейское космическое агентство. Оно отвечает за разработку и постройку перелетного модуля, который доставит образцы грунта с орбиты Марса на Землю. Если продолжать работы с нынешней архитектурой миссии, то европейский аппарат будет запущен в 2030 году, американская посадочная установка с ракетой – в 2035, а прибытие образцов к Земле состоится в 2040 году. Одной из очевидных проблем с таким графиком становится работоспособность марсохода Preseverance, который до 2035 года может просто не дожить.

В ближайшие два года расходы на миссию MSR будут жестко ограничены из-за общего секвестра бюджета НАСА. В текущем году на миссию будет выделено $310, при том, что НАСА запрашивало $949,3 млн. В следующем году на MSR НАСА попросит всего $200 млн, и даже эта сумма может быть выделена в ущерб другим научно-исследовательским программам.

Об отмене миссии в настоящее время речь не идет, поскольку для НАСА она является одним из основных приоритетов.

Инженеры Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА в Южной Калифорнии проводят заключительные испытания автоматической межпланетной станции Europa Clipper, запуск которой запланирован на 10 октября этого года. Космический аппарат будет работать на орбите Юпитера, а его главной целью станет изучение спутника этой планеты Европы.

11 апреля Лаборатория реактивного движения пригласила журналистов, чтобы показать собранный космический аппарат. Ожидается, что он покинет цех и отправится на космодром до конца весны.

Разработка миссии Europa Clipper началась в 2013 году, а окончательное утверждение состоялось в 2019 году. Изначально предполагалось, что миссия будет включать искусственный спутник на орбите Юпитера и посадочный аппарат для Европы. Затем НАСА разделило их на два запуска, а позднее, несмотря на возражения Конгресса, и вовсе отменило посадочную миссию.

Для запуска станции Europa Clipper будет использована тяжелая ракета Falcon Heavy. Перелет аппарата к Юпитеру займет около шести лет и будет включать гравитационные маневры у Земли и Марса. После достижения Юпитера в 2030 году автоматическая станция в ходе своей основной научной миссии должна будет выполнить несколько десятков близких пролетов около Европы, причем минимальное расстояние между ними составит всего 25 км.

Europa Clipper не будет искать жизнь на Европе, однако ее основная научная цель – определить, есть ли в подповерхностном океане спутника регионы, в которых могла бы поддерживаться жизнь. Перед Europa Clipper стоит три задачи: определить толщину ледяной оболочки, под которой находится океан, изучить химические процессы на границе взаимодействия оболочки и океана, и исследовать химический состав и геологическое строение поверхности Европы.

Ссылка: jpl.nasa.gov

9 апреля космическое агентство Европы объявило, что заключило контракт с Thales Alenia Space на сумму $567 млн на возобновление работ по научно-исследовательской миссии ExoMars. Задачей Thales Alenia Space и ее подрядчиков станет разработка марсианской посадочной платформы для уже готового марсохода. Помимо этого, французско-итальянская компания будет отвечать за сборку, интеграцию и испытания космического аппарата.

Ранее планировалось, что европейский марсоход «Розалинд Франклин» будет доставлен на Марс при помощи российского посадочного модуля «Казачок», который тоже был практически готов к запуску в 2022 году. Однако весной 2022 года ЕКА прекратило все совместные программы с Роскосмосом, что сделало невозможным запуск миссии.

Thales будет работать совместно с Airbus Defence and Space, которая построила марсоход. Сейчас Airbus предоставит двигатели и некоторые механические системы для посадочной платформы. Разработкой теплозащитного экрана посадочного модуля займется французская ArianeGroup.

ЕКА заявляет, что эта работа позволит Европе создать ключевые технологии входа в атмосферу, спуска и посадки на Марс. Несмотря на то, что посадочный модуль будет совершенно новым, вносить серьезные изменения в конструкцию марсохода не потребуется.

Главным инструментом европейского марсохода является буровая установка, способная погружаться под поверхность на глубину до 2 м. Его основная цель – поиски следов возможной древней жизни.

Европа рассчитывает, что аппарат будет запущен в IV квартале 2028 года из США. Ранее ЕКА и НАСА предварительно согласились на совместное продолжение миссии, для которой американская сторона должна предоставить ракету-носитель, а также радиоизотопный генератор и двигатели для посадочной платформы.

Программа ExoMars стартовала в 2001 году и была одобрена министрами стран-членов ЕКА в 2005 году. Любопытно, что изначально она была совместной программой Европы и США, однако в 2009 году НАСА вышло из проекта, из-за чего Европейскому космическому агентству пришлось найти нового партнера. Им стал Роскосмос, подписавший договор с ЕКА о полноправном партнерстве по программе «Экзомарс» в 2013 году.

Американская ракета для запуска ExoMars в 2028 году пока не была выбрана. Более того, американское участие в третьей инкарнации миссии ExoMars находится под вопросом с ноября 2023 года: НАСА не заложило в план бюджета финансирование своей части работ по этой миссии. Это связано с общим секвестром бюджета американского космического агентства и тем, что приоритетом для НАСА является развитие национальной программы исследования Марса, включая миссию по возврату грунта Mars Sample Return.

Российский посадочный модуль до сих пор находится в Европе, куда он был отправлен на доукомплектование служебной аппаратурой. Использовать его без помощи российской стороны ЕКА не может, а вернуть модуль в Россию агентство отказывается, ссылаясь на санкционный режим. Кроме того, даже если бы ЕКА захотело отправить модуль в Россию, сначала с него пришлось бы снять европейское оборудование, а оплачивать эти работы никто не будет.

3 апреля американское космическое агентство объявило, что для разработки лунного вездехода, который будет использоваться астронавтами программы «Артемида», были выбраны три компании. Как и ожидалось, одной из них стала Intuitive Machines. Две другие – Lunar Outpost и Venturi Astrolab.

Луноход предполагается впервые использовать в экспедиции «Артемида-5», которая запланирована на конец текущего десятилетия. Хотя разрабатываемый луноход должен быть пилотируемым, он должен поддерживать и телеуправляемый режим, чтобы НАСА могло использовать его для проведения научных исследований в отсутствие астронавтов. Основной же его целью станет транспортирование людей по поверхности Луны.

Компания Intuitive Machines будет работать совместно с AVL, Michelin, а также Boeing и Northrop Grumman. Для доставки лунохода на Луну она планирует использовать посадочную станцию Nova-D собственной разработки. Эта станция будет увеличенной версией посадочного модуля Nova-C, который приземлился на Луну в феврале.

Lunar Outpost – небольшой стартап, который сейчас занимается разработкой четырех малых автоматических луноходов. Ради своей заявки на создание пилотируемого лунного транспортного средства эта компания заключила договоры о партнерстве с Lockheed Martin, MDA Space, General Motors и Goodyear.

Venturi Astrolab предложила НАСА вездеход FLEX. Сейчас она разрабатывает роботизированную версию лунохода и надеется доставить его на Луну в конце 2026 года на корабле SpaceX Starship в рамках миссии «Артемида-3». Venturi Astrolab работает совместно с Axiom Space и Odyssey Space.

На текущем этапе, который продлится в течение этого и следующего года, компании должны будут проработать технико-экономическое обоснование своих проектов. Общее финансирование программы за 15 лет, согласно планам НАСА, должно составить $4,5 млрд, однако пока речь идет о гораздо меньших суммах. НАСА не называет стоимость контрактов, но в недавнем интервью представитель Intuitive Machines говорил, что компания рассчитывает получить $30 млн.

На втором этапе одной из этих трех компаний, которая успешно защитит свой проект, предстоит разработать роботизированный демонстратор лунохода. Луноход в финальной версии должен быть испытан на Луне автономно до запуска миссии «Артемида-5».

Обычно НАСА предпочитает выбирать двух подрядчиков по всем программам, чтобы поддерживать конкуренцию между ними, но теперь вынуждено ограничиваться одним контрактом из-за бюджетных ограничений.

Сегодня в первый раз с космодрома Восточный в Амурской области стартует ракета «Ангары-А5». Как и в предыдущих полетах, она несет только макет полезной нагрузки. Старт назначен на 12:00 мск. Трансляция начнется в 11:00.

UPD. Перенос пуска (предварительно, на 24 часа).

Ссылка: roscosmos.ru

6 апреля компания SpaceX опубликовала в твиттере видеозапись презентации, которую основатель и генеральный директор компании Илон Маск провел на космодроме Starbase в Техасе. Его выступление было посвящено ближайшему и отдаленному будущему программы разработки Starship.

По словам Маска, четвертый испытательный полет многоразовой ракетно-космической системы Starship состоится примерно через месяц. 19 марта президент компании Гвен Шотвелл отмечала, что этот полет планируется на начало мая и ожидает лицензии на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. Целью очередного полета станет успешное торможение верхней ступени, т. е. корабля Starship, в плотных слоях атмосферы Земли. «Старшип» должен будет пройти «режим сильного нагрева» и контролируемо спуститься в океан. В ходе предыдущего полета аппарат сгорел на этапе нагрева.

Также SpaceX хочет в майском полете вернуть первую ступень Super Heavy в целости и сохранности, выполнив виртуальную посадку на башню в Мексиканском заливе. В перспективе это позволит возвращать первые ступени прямо на космодром. Если Super Heavy пройдет испытание, то возврата на космодром можно ожидать уже в пятой миссии. В прошлом полете этот этап не был пройден: Super Heavy рухнул в океан со скоростью более 300 м/с.

В отличие от первой ступени ракеты Falcon 9, которая выполняет посадку на раскладные посадочные опоры, для Super Heavy были разработаны гигантские захваты «Мехазилла», установленные прямо на башне обслуживания на стартовом столе. Они должны будут подхватывать снижающуюся ступень.

Вероятность того, что SpaceX удастся поймать ракету до конца этого года, Маск оценил в 80-90%. На отработку мягкого возвращения «Старшипа», однако, уйдет больше времени. SpaceX хочет выполнить не менее двух последовательных успешных приводнений корабля, прежде чем попытается вернуть его на космодром. Это событие может состояться в следующем году.

Сейчас SpaceX работает над ускорением производственного цикла Super Heavy и Starship, чтобы сделать полеты более регулярными. Согласно заявлениям представителей SpaceX, сделанным в прошлом месяце, сейчас у них есть четыре комплекта Super Heavy/Starship для пусков в этом году. До конца года компания планирует построить еще «приблизительно шесть» систем. В 2025 году темпы производства должны значительно возрасти.

Параллельно с этим SpaceX планирует построить второй стартовый стол на площадке в Техасе. Еще один пусковой комплекс на мысе Канаверал должен быть введен в эксплуатацию к середине следующего года. В перспективе туда будут перенесены основные эксплуатационные миссии.

SpaceX также занимается модернизацией кислородно-метанового двигателя «Раптор». В новой версии его тяга вырастет с 230 до 280 т, а в перспективе может быть доведена до 330 т. Нынешние прототипы «Старшипа» при выходе на орбиту имели бы грузоподъемность около 50 т.

Вторая версия «Старшипа» (Starship 2), на которой применят 280-тонные «Рапторы», будет отличаться увеличенной длиной обеих ступеней и сможет вывести на орбиту более 100 т в многоразовой конфигурации. Перспективный Starship 3 станет еще выше и сможет выводить в космос более 200 т. В этой версии высота ракеты достигнет 150 м.

Маск обещает, что стоимость одного полета Starship 3 будет ниже, чем цена ракеты Falcon 1, которая составляла около $10 млн. А в перспективе, по его оценке, она упадет до $2-3 млн.

Роскосмос готов осуществить первый пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5» с космодрома Восточный в Амурской области. Ракета, предназначенная для этого полета, была доставлена на космодром еще в январе 2024 года. 6 марта была проведена заправка компонентами топлива разгонного блока «Орион», который является модификацией ДМ-03 разработки РКК «Энергия», предназначенной для применения с Восточного. Сборка ракеты завершилась 20 марта, а 26 марта состоялся ее вывоз на стартовый стол.

Согласно официальному сообщению Роскосмоса, старт ракеты-носителя «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орион» планируется в период с 6 по 10 апреля 2024 года. Вероятной датой старта является вторник 9 апреля, но официальное время пуска пока не объявлено. Его должна была утвердить госкомиссия в среду 3 апреля.

Роскосмос заявляет, что «Ангара-А5» выведет некую полезную нагрузку, однако никакой информации о ней нет. Можно предполагать, что разгонный блок доставит на целевую орбиту (ее параметры также неизвестны) габаритно-массовый макет, однако вместе с ним в качестве попутной нагрузки в космос будут доставлены малые спутники формата «кубсат». Контейнер для них можно рассмотреть на фотографиях головной части ракеты, представленных Роскосмосом.

Первый пуск ракеты «Ангара-А5» с космодрома Плесецк состоялся в декабре 2014 года, т. е. почти 10 лет назад, однако с тех пор она ни разу не вывела в космос полезную нагрузку. К концу текущего десятилетия Роскосмос рассчитывает получить модернизированную версию этой ракеты «Ангара-А5М» с форсированными двигателями.

Ссылка: roscosmos.ru